Сериал "Плевако": Деконструкция или карикатура на историю?
Сериал "Плевако": современная деконструкция классики или карго-культ без границ?
С выхода сериала "Плевако" в 2024 году, созданного под руководством Анны Матисон, образовалась настоящая буря обсуждений и споров. В главных ролях блестят известные артисты: Сергей Безруков, Николай Шрайбер, Ольга Лерман и Мария Смольникова. Однако, несмотря на звездный состав и броский внешний вид, проект вызывает множество противоречивых мнений, а его содержание не оставляет равнодушным ни зрителей, ни критиков. Давайте заглянем глубже в суть этого произведения.
Сюжет: лубок вместо исторической драмы
Начнем с основ: сюжет, который на первый взгляд выглядит как попытка рассказать о реальной личности — великом юристе Фёдоре Никифоровиче Плевако, на деле оказывается не столь серьезным. Персонаж, переименованный в Николая Фёдоровича, скорее напоминает современного супергероя, наделенного неимоверными способностями: от паркура до супервизуальных сил. Авторская интерпретация обретает формы кинокомикса с примесью жанров – это и боевик, и драма, и элементы мистики, сплетающиеся в один ком.
Повествование начинается с довольно абсурдного момента, где protagonista похоронив свою мать по языческому обряду, врывается в круг подпольных боев. После этого он возвращается в столицу, чтобы заняться громким делом о загадочном убийстве аристократа. Каждая серия запускает новую судебную баталию, в которой главный герой использует дедукцию и знания, подобные тем, что имеет комиксовый супергерой, в то время как его акробатические трюки вносят элементы экшена, создавая удивительный коллаж исторического абсурда и фантастики.
Историческая достоверность: жертва постмодернизма
Ключевой источник критики сериала кроется в привычке авторов игнорировать исторические факты. Как, например, в случае с обер-прокурором Константином Петровичем Победоносцевым, который неожиданно становится антагонистом в уголовном деле, что выглядит весьма нелепо, учитывая его настоящую историческую роль в церковной иерархии. Также вызывает недоумение частые поездки героев по Москве, ведь Победоносцев, как известно, служил в Петербурге. Получается, что создатели, похоже, не задумались о реалиях XIX века, полагая, что между двумя столицами уже тогда курсировал какой-то аналог современного поезда.
Несомненно, и второй антагонист — промышленник Демидов — представлен в слишком плоском, даже карикатурном свете: весь образ доведен до шаблонного злодея-ретрограда, что не достигает той глубины, которая могла бы его сделать запоминающимся.
Проблемы адаптации: западные штампы на русской почве
Когда речь заходит о российских экранизациях, сравнение с западными образцами становится неизбежным. "Плевако" в этом плане contrastирует с такими успешными проектами, как "Линкольн" или "Банды Нью-Йорка", которые используют богатый исторический контекст и подход к адаптации. Напротив, "Плевако" напоминает плохо переведенный комикс, ставя на первое место современные тренды, а подчас заставляя зрителя кривить душой от безумия происходящего. Например, помощник Плевако расточает в своей речи английские слова, в то время как сам герой погружен в свои калмыцкие корни, вытаскивая на поверхность пафос, достойный любого персонажа из комиксов Marvel.
Влияние феминизма и культурного марксизма т акже очевидно, прослеживаясь в характерах сильных женских персонажей, чьи реплики больше похожи на лозунги из социальных сетей, чем на убедительные диалоги, способные глубже раскрыть натуру персонажей.
Кастинг и актерская игра
На фоне запутанного сценария блистает актерский состав. Сергей Безруков создает образ харизматичного юриста, хотя местами его игра чересчур переусердствует в сценах духовного прозрения. Ольга Лерман в роли Марии Демидовой добавляет необходимую драму, однако ее персонаж не хватает запоминаемости, что делает ее роль менее яркой. Зато Николай Шрайбер, исполняя роль безумного мужа, создает живой и выразительный образ, перекрывающий недостатки своих партнеров по сцене.
Игорь Гордин, в роли Победоносцева, использует свой театральный опыт, чтобы придавать глубину своему персонажу, однако сценарные проколы все равно снижают его эффектность. Кастинг соответствует общему уровню проекта — добротно, но, увы, недостаточно вдохновенно.
Визуальная сторона и техническое исполнение
В то время как сюжетные дыры порою кажутся фатальными, визуальная составляющая сериала явно заслуживает похвалы. Костюмы, декорации и операторская работа создают композицию, которая при всех недостатках все же вписывается в эстетическую канву сюжета, пусть даже и не воссоздает реализми XIX века. Стильных флешбэков так много, что, несмотря на манерность, они органично вливаются в картину, хотя некоторые сцены действительно страдают от недостатка кинематографической динамики.
Итоги и выводы
Таким образом, "Плевако" — это характеристика современного российского телевидения, словно находящегося на границе между пародией и искренней попыткой создать нечто великое. Авторы, похоже, решают угодить всем: зрителям, предпочитающим исторические драмы, любителям динамичных боевиков и тем, кто ценит легкий ироничный подход к абсурду. В результате мы имеем эклектичный проект, способный вызвать как смех, так и раздражение.
Так стоит ли вам смотреть этот сериал? Если вы можете закрыть глаза на сценарные неточности и историческую поверхностность, "Плевако" может оказаться неплохим р азвлечением. Однако ожидать от него глубинного содержания и точных исторических деталей вряд ли стоит. Это больше аттракцион, чем серьезное произведение, и именно в этом может заключаться его ценность.